Как разлилась река!

Цапля бредет на коротких ножках,

По колено в воде. (Басё) 

 

Видели всё на свете

Мои глаза - и вернулись

К вам, белые хризантемы. (Иссё)   

Пусть наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же... (Исса)

ОчиМОЛ-ка / ЦВЕТУЩИЙ САД / ЦВЕТУЩИЙ САД одухотворенный / А зачем нужна медитация? 

Зачем нужна медитация?

 

 

А зачем нужна медитация?
Ну, жили же мы без медитации, да, довольно долгое время - а теперь вдруг она появилась. Давайте попробуем понять.
Вот у меня есть картинка. Она вам знакомая, давнишняя. Ну, на слуху есть, а визуально, видимо, уже так не очень помнится.
Смотрите, человек система триединая, да: тело - это видимое - явное, душа видимое, но неявное и дух невидимое и неявное. И вы знаете, что человек может существовать в трех разных вариантах.

Либо как тело, только тело, и это тогда им управляют инстинкты и низменные желания. Человек приближается к такому, ни то, чтобы совсем животное, все - таки мозги какие-то есть, но им, в основном, управляют инстинкты.

Человек может существовать в виде двуединой системы: тело, душа. Это самый распространенный тип - человек социальный. Т.е. тогда, когда он существует и с использованием инстинктов, и чувств человеческих, и адаптирован в человеческом сообществе, т.е. в социуме.

И крайне редко встречающееся среди людей существование - триединое: когда и тело, и душа, и дух. Это редкие люди, обычно это личности, пророки, святые, те, кто влияет на историю, на ход истории, гении в различных областях. Причем разные гении, вот Пушкин и Леонардо - это разные гении. Но тем не менее, они существуют в виде триединой системы.

Один из самых главных смертных грехов, как вы помните, это гордыня. В чем, собственно, главность эта заключается? В том, что гордыня разделяет человеческую систему. Гордыня разделяет вот эту триединую целостность.

Причем разделять она может двумя вариантами: либо это разделение проходит прямо по душе человека, т.е. мысли и чувства разнесены, либо это разделение проходит на уровне дух-душа, т.е. тогда, когда идеальное духовное отделяется от человеческого социального.

И то, и другое, как вы понимаете, не есть хорошо. Потому что такое разделение оно может встречаться, либо в виде преграды (препятствия), либо в виде пропасти. И что тогда происходит, вот когда происходит такое разделение? Что происходит? А то, что человек перестает воспринимать какие-то сигналы с уровня духа.

Уровень духа, это общее пространство существования всего человеческого сообщества за всю историю, это то пространство, откуда к нам приходит поддержка. Не важно, как это называть: либо это ангел-хранитель, либо это дух там святой, либо это открытие-озарение, прозрение, понимание. Не важно, как это называть, но факт то, что это главное, единственное, истинное, необходимое любому человеку, помощь и поддержка. Без нее человек превращается в слепого котенка. Он не может отличить правильное от неправильного, подходящее от неподходящего, разумное от неразумного, этичное от неэтичного, нравственное от ненравственного и ну т.д.

Мы с вами, помнится, как-то говорили про норму. Что норма сейчас сдвигается. То, что раньше считалось неприемлемым, недопустимым сейчас очень легко выносится в общественное пространство. Сначала обговаривается, а потом становится обычным. Я там не буду говорить, да... Все эти браки, трансвеститы, перемена пола. В Библии написано, что это нельзя, сейчас это реально можно оправдывать. Так вот это и есть тот самый случай, когда возникает уже не преграда, а пропасть между духовным и материально-социальным. Тогда, когда даже отголоски совести до людей не долетают, не доносятся, они их перестают слышать. И поэтому и происходит вот этот сдвиг нормы. Ну понятно, что не в лучшую сторону, а в худшую. Потому что вниз всегда проще, чем вверх.

Вверх нужны усилия, вверх это все больше и больше нельзя, не запретов, а тех ограничений, которые сам на себя человек накладывает. Нельзя, допустим, хамить, нельзя нападать, нельзя проявлять агрессию и т.д., нельзя там воровать, такие какие-то вещи. А вниз - это все больше и больше можно, и собственно в этом и заключается вся трагедия такого разделения.

Причем тут, собственно, медитация? А медитация здесь именно причем, потому, что медитация нужна для того, чтобы восстановить это единство. Никаким другим способом оно не восстанавливается.

Даже если человек, скажем, благонравный, миролюбивый, не агрессивный, старающийся соблюдать какие-то этические нормы, даже если такой человек существует в отрыве от духовного пространства - все равно рано или поздно наступает ситуация, когда он совершает что-то, что будет противоречить глобальным нравственным законам. А эти глобальные нравственные законы, они к нам приходят с уровня духа. Помните, как говорили, что поражают две вещи, да, - бесконечное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

Этот нравственный закон - мы с ним рождаемся - он там, где-то уже есть, вопрос слышим мы его или не слышим. А слышим мы его или не слышим, это как раз и зависит от того, целостны мы внутри или разобщены, разделены.
И вот еще раз я повторюсь. Да, там может быть три вида: препятствия (сами понимаете, что препятствия - это в общем-то преодолимая вещь, т.е. небольшое усилие и можно это преодолеть), либо это преграда (вот здесь уже надо потрудиться), либо это пропасть.

Вот когда наступает стадия пропасти, это самый тяжелый вариант, потому что, и вверх нельзя (как это построить этот переход через пропасть?), если вдруг вниз не хочется, то человек оказывается в совершенно патовой ситуации. И он жить в этом обществе не может и сделать ничего не может. Это примерно та самая ситуация, которая вот сейчас на Украине, для нормальных людей. Или та самая ситуация, которая была до выборов Трампа. Вот, когда жить так нельзя, человек разумный понимает, что это неправильно. Или та ситуация, которая, кстати, сейчас в Европе, да, в той же самой Германии. Т.е. нормальные люди - они понимают, что так жить нельзя, но сделать ничего не могут. А потому, что там пропасть уже между духовным и социально-материальным.

Вот эту пропасть можно преодолеть через медитации, через медитации. Ну либо, используя любую из существующих религий. Это другой путь. Каждый человек выбирает то, что ему ближе. Единственное, что я могу сказать вот по поводу религий, да, что сейчас религиозный путь - он тоже достаточно сложный. Велико значение обрядовости, если удельный вес на стороне обрядовости, то содержание выхолащивается. Очень трудно пробиться через все эти формальности, через условности, через религиозный порядок пробиться к сути. Я уже не говорю про терминологию и про то, что она тяжело коррелирует с современным уровнем мышления человека. Недаром поэтому в нашей, допустим, церкви, в православной, точно так же, как и в мире, в социальном слое существует поляризация.

В церковь приходят люди, либо малообразованные, интеллектуально, ну скажем так не очень пользующиеся этим интеллектом, да, либо сверхобразованные, тогда, когда они уже прошли всю цепочку познания и поняли, что не хватает вот этой компоненты. А вот середина, т.е. люди, скажем разумные, им очень трудно влиться, вот, в это религиозное сообщество.

Медитация в этом смысле проще. Естественно проще. Ну и проще она потому, что она не привязана к месту, ко времени, к каким-то внешним человеческим контактам, т.е. медитировать может любой человек.

Единственное, что хотелось бы, чтобы для медитации все время присутствовала главная мысль - отличие медитации от молитвы. В молитве человек говорит, Бог слушает. А в медитации Бог говорит, человек слушает. Вот когда в медитации суета, отторжение, сопротивление, напряжение - значит это не медитация. Потому что, чтобы услышать Бога, надо, чтобы внутри было тихо. Я, мое, мне, про меня, для меня и т.д. - вот это должно замолчать. Ну а для того, чтобы это замолкало, существуют разные приемы медитативные. В том числе - движение, звук и дыхание. Вы знаете, да? Движение, дыхание, звук. Вот это, собственно, всегда и используется.

Теперь давайте, чтобы понять значение, скажем, вот этого объединения для жизни человека, мы сейчас послушаем один небольшой кусочек радиопередачи. Потому, что помимо объединения у медитации есть еще одна функция, про которую я сейчас расскажу. Давайте я сейчас ее включу, эту передачу. А вы ее послушаете. Послушайте с закрытыми глазами. Пожалуйста, послушайте с закрытыми глазами. Хотелось бы, чтобы это было тоже в медитативном режиме, т.е. попробуйте слушать не себя, а передачу.А зачем нужна медитация?
Ну, жили же мы без медитации, да, довольно долгое время - а теперь вдруг она появилась. Давайте попробуем понять.
Вот у меня есть картинка. Она вам знакомая, давнишняя. Ну, на слуху есть, а визуально, видимо, уже так не очень помнится.
Смотрите, человек система триединая, да: тело - это видимое - явное, душа видимое, но неявное и дух невидимое и неявное. И вы знаете, что человек может существовать в трех разных вариантах.

Либо как тело, только тело, и это тогда им управляют инстинкты и низменные желания. Человек приближается к такому, ни то, чтобы совсем животное, все - таки мозги какие-то есть, но им, в основном, управляют инстинкты.

Человек может существовать в виде двуединой системы: тело, душа. Это самый распространенный тип - человек социальный. Т.е. тогда, когда он существует и с использованием инстинктов, и чувств человеческих, и адаптирован в человеческом сообществе, т.е. в социуме.

И крайне редко встречающееся среди людей существование - триединое: когда и тело, и душа, и дух. Это редкие люди, обычно это личности, пророки, святые, те, кто влияет на историю, на ход истории, гении в различных областях. Причем разные гении, вот Пушкин и Леонардо - это разные гении. Но тем не менее, они существуют в виде триединой системы.

Один из самых главных смертных грехов, как вы помните, это гордыня. В чем, собственно, главность эта заключается? В том, что гордыня разделяет человеческую систему. Гордыня разделяет вот эту триединую целостность.

Причем разделять она может двумя вариантами: либо это разделение проходит прямо по душе человека, т.е. мысли и чувства разнесены, либо это разделение проходит на уровне дух-душа, т.е. тогда, когда идеальное духовное отделяется от человеческого социального.

И то, и другое, как вы понимаете, не есть хорошо. Потому что такое разделение оно может встречаться, либо в виде преграды (препятствия), либо в виде пропасти. И что тогда происходит, вот когда происходит такое разделение? Что происходит? А то, что человек перестает воспринимать какие-то сигналы с уровня духа.

Уровень духа, это общее пространство существования всего человеческого сообщества за всю историю, это то пространство, откуда к нам приходит поддержка. Не важно, как это называть: либо это ангел-хранитель, либо это дух там святой, либо это открытие-озарение, прозрение, понимание. Не важно, как это называть, но факт то, что это главное, единственное, истинное, необходимое любому человеку, помощь и поддержка. Без нее человек превращается в слепого котенка. Он не может отличить правильное от неправильного, подходящее от неподходящего, разумное от неразумного, этичное от неэтичного, нравственное от ненравственного и ну т.д.

Мы с вами, помнится, как-то говорили про норму. Что норма сейчас сдвигается. То, что раньше считалось неприемлемым, недопустимым сейчас очень легко выносится в общественное пространство. Сначала обговаривается, а потом становится обычным. Я там не буду говорить, да... Все эти браки, трансвеститы, перемена пола. В Библии написано, что это нельзя, сейчас это реально можно оправдывать. Так вот это и есть тот самый случай, когда возникает уже не преграда, а пропасть между духовным и материально-социальным. Тогда, когда даже отголоски совести до людей не долетают, не доносятся, они их перестают слышать. И поэтому и происходит вот этот сдвиг нормы. Ну понятно, что не в лучшую сторону, а в худшую. Потому что вниз всегда проще, чем вверх.

Вверх нужны усилия, вверх это все больше и больше нельзя, не запретов, а тех ограничений, которые сам на себя человек накладывает. Нельзя, допустим, хамить, нельзя нападать, нельзя проявлять агрессию и т.д., нельзя там воровать, такие какие-то вещи. А вниз - это все больше и больше можно, и собственно в этом и заключается вся трагедия такого разделения.

Причем тут, собственно, медитация? А медитация здесь именно причем, потому, что медитация нужна для того, чтобы восстановить это единство. Никаким другим способом оно не восстанавливается.

Даже если человек, скажем, благонравный, миролюбивый, не агрессивный, старающийся соблюдать какие-то этические нормы, даже если такой человек существует в отрыве от духовного пространства - все равно рано или поздно наступает ситуация, когда он совершает что-то, что будет противоречить глобальным нравственным законам. А эти глобальные нравственные законы, они к нам приходят с уровня духа. Помните, как говорили, что поражают две вещи, да, - бесконечное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

Этот нравственный закон - мы с ним рождаемся - он там, где-то уже есть, вопрос слышим мы его или не слышим. А слышим мы его или не слышим, это как раз и зависит от того, целостны мы внутри или разобщены, разделены.
И вот еще раз я повторюсь. Да, там может быть три вида: препятствия (сами понимаете, что препятствия - это в общем-то преодолимая вещь, т.е. небольшое усилие и можно это преодолеть), либо это преграда (вот здесь уже надо потрудиться), либо это пропасть.

Вот когда наступает стадия пропасти, это самый тяжелый вариант, потому что, и вверх нельзя (как это построить этот переход через пропасть?), если вдруг вниз не хочется, то человек оказывается в совершенно патовой ситуации. И он жить в этом обществе не может и сделать ничего не может. Это примерно та самая ситуация, которая вот сейчас на Украине, для нормальных людей. Или та самая ситуация, которая была до выборов Трампа. Вот, когда жить так нельзя, человек разумный понимает, что это неправильно. Или та ситуация, которая, кстати, сейчас в Европе, да, в той же самой Германии. Т.е. нормальные люди - они понимают, что так жить нельзя, но сделать ничего не могут. А потому, что там пропасть уже между духовным и социально-материальным.

Вот эту пропасть можно преодолеть через медитации, через медитации. Ну либо, используя любую из существующих религий. Это другой путь. Каждый человек выбирает то, что ему ближе. Единственное, что я могу сказать вот по поводу религий, да, что сейчас религиозный путь - он тоже достаточно сложный. Велико значение обрядовости, если удельный вес на стороне обрядовости, то содержание выхолащивается. Очень трудно пробиться через все эти формальности, через условности, через религиозный порядок пробиться к сути. Я уже не говорю про терминологию и про то, что она тяжело коррелирует с современным уровнем мышления человека. Недаром поэтому в нашей, допустим, церкви, в православной, точно так же, как и в мире, в социальном слое существует поляризация.

В церковь приходят люди, либо малообразованные, интеллектуально, ну скажем так не очень пользующиеся этим интеллектом, да, либо сверхобразованные, тогда, когда они уже прошли всю цепочку познания и поняли, что не хватает вот этой компоненты. А вот середина, т.е. люди, скажем разумные, им очень трудно влиться, вот, в это религиозное сообщество.

Медитация в этом смысле проще. Естественно проще. Ну и проще она потому, что она не привязана к месту, ко времени, к каким-то внешним человеческим контактам, т.е. медитировать может любой человек.

Единственное, что хотелось бы, чтобы для медитации все время присутствовала главная мысль - отличие медитации от молитвы. В молитве человек говорит, Бог слушает. А в медитации Бог говорит, человек слушает. Вот когда в медитации суета, отторжение, сопротивление, напряжение - значит это не медитация. Потому что, чтобы услышать Бога, надо, чтобы внутри было тихо. Я, мое, мне, про меня, для меня и т.д. - вот это должно замолчать. Ну а для того, чтобы это замолкало, существуют разные приемы медитативные. В том числе - движение, звук и дыхание. Вы знаете, да? Движение, дыхание, звук. Вот это, собственно, всегда и используется.

Теперь давайте, чтобы понять значение, скажем, вот этого объединения для жизни человека, мы сейчас послушаем один небольшой кусочек радиопередачи. Потому, что помимо объединения у медитации есть еще одна функция, про которую я сейчас расскажу. Давайте я сейчас ее включу, эту передачу. А вы ее послушаете. Послушайте с закрытыми глазами. Пожалуйста, послушайте с закрытыми глазами. Хотелось бы, чтобы это было тоже в медитативном режиме, т.е. попробуйте слушать не себя, а передачу.